Уральский ухаб, глазами участника

Уральский Ухаб…Можно сказать легендарная гонка в Пермском крае, шутка ли 10 лет проводиться! Я сам впервые посмотрел её уже 5 лет назад, а впервые начал участвовать в Весеннем ухабе в 2007 году. И так получилось, что уже 2 года гоняюсь, ну нравиться это мне… Ладно это лирика, а теперь о самой гонке.
В этом году нам организаторы много обещали, и новый формат (оказался все-таки старый) и новая трасса (тоже старая). В общем, ожидалось много хорошего и нового, а получилось... Как всегда. Что однозначно лучше это километраж гонки. Это понравилось. Но давайте все-таки по порядку.
И так: день перед гонкой, с утра, на поле, для разведки трассы потянулись вереницы автомобилей. Как всегда рано утром приехал "Амкар". Ребята к каждой гонке подходят досконально. Это и промер бродов с рулеткой, и с секундомером поиск оптимальной траектории, и поиск возможных мест для обгона и многое другое. Вообще смотреть, как ребята готовятся к гонке (и учиться) можно вечно. Там же на поле мы наблюдаем совершенно другую картину подготовки к гонке, в исполнении нескольких экипажей. Это просто газ в пол и понеслись по трассе. Как душа пожелает. Но я опять отвлекся... Мы приехали на трассу к часу дня, когда на трассе было уже довольно таки много народу. На первый взгляд трасса не чего сложного из себя не представляла. Нормальные дороги вдоль поля (наезженные), два заболоченных участка, которые можно без проблем тихонько пройти на стандартной машине. Пахота, по которой, опять же стандартная, машина шла даже лучше, чем по дороге. На дороге были глубокие и твердые колеи, на которых машину так и норовило поставить боком, а по пахоте разогнавшись до 60 км/ч, машина практически летела по воздуху. Но, как сказал Валеев Сергей: «Подожди - все завтра измениться, завтра будет тепло, пахота растает, и машина будет вязнуть, заболоченные участки размесят так, что проехать там будет не возможно, а в особо узких местах наверняка застрянут парочку машин, и придется искать объезды». Чем мы совместно с командой ПЗСП, и занялись. Забегая вперед, скажу, что Сергей оказался прав, и эти объезды нам очень пригодились.
Суббота-гонка! Праздник для души! К 9-00 подъехали судьи и организаторы. Не большой брифинг, и к Буханке Пермского Внедорожного Клуба выстроилась очередь страждущих попробовать свои силы в преодолении бездорожья. Удивила медкомиссия, мало того что проверяли только водителя (всем нам памятна та трагедия в Ижевске, когда штурману стало плохо), так ещё и давление и пилотов мерилось на глазок. Неприятно, благо, что все закончилось хорошо. Ну что ж: медкомиссия пройдена, техкомиссия тоже. Прозвучали пламенные речи с трибуны об открытие. Интересно, кто-то из экипажей хоть раз присутствовал на церемонии открытия? Как же оставишь машину, когда рядом ходят толпы любопытных зрителей, без спроса залазив в кабину и под капот. Мне то, конечно, все равно - пускай смотрят, но фотоаппарат, шлем и перчатки жалко, тем более, если что-то пропадет, не допустят на старт. В общем - пускай главы, и начальство говорят, нам «по барабану», быстрей бы гонка началась.
Первый заезд как всегда НИВЫ. Состав участников, и уровень подготовки таков, что язык не поворачивается назвать этот класс Стандарт-1. Моторы форсированные, подвеска переделана, усиленно все, что можно, и что нельзя - тоже! Смешно смотреть, когда машина, участвующая в чемпионате России по ралли, «на равных борется» с дедушкой на стандартной Ниве на простых ВЛ-5. Ну да ландо. Старт, первые машины, плюхнувшись в брод, унеслись на трассу. И сразу видно различие в тактике - одни только миновав ленточку ограждения, срезая путь, понеслись по полю, что честно говоря, планировал сделать и я сам, тем более что организаторы это разрешили, вторые – пытаются следовать карте, выданной организаторами. И как оказалась, что не правы оказались, по версии судейского комитета, ни те, ни другие. Организаторы выставили КП (проезд, через который обязателен) в месте, не обозначенном на карте, и естественно половина (а вернее практически все пермские экипажи) промчались мимо его! Что делать? Снимать, аннулирую результат – как написано в регламенте? Либо…. И было принято «Соломоново» решение, КП – убрать, и назначить перезаезд категории Стандарт-1, после заезда квадрациклов перед категорией СПОРТ. Что и было объявленно диктором по громкоговорителю.
Старт второго заезда категории Стандарт 2,наверное, он более демократичен. За исключением Турбо-УАЗа Дерябина, многие машинки почти в стандартной комплектации. Смотреть на старте практически не на что, и все внимание переключилось на дальнее поле, с которого машины заходят на финишный брод. Каково же было мое удивление, когда практически, ч/з 5-8 минут на финиш примчался Судзуки – Самурай. Причем ближайшие соперники приехали только ч/з 5 минут. До сих пор не понятно, что ж произошло. По ощущению Самурай не проехал несколько КП, срезая маршрут, но как оказалось все КП пройдены и второй результат в гонке. Бесспорный лидер этой категории Дерябин Александр на своем Турбо-Уазе не смог финишировать в гонке. Но он подарил один из самых красивых эпизодов УХАБА, разогнавшись по свежевспаханному полю до 150 км/ч. Со стороны это было красиво, когда Уазик по полю на много превосходил в скорости машины, ехавшие по трассе Усть-Качка Пермь. Но как оказалась, это и сгубило Александра. Разогнавшись, он не смог вовремя остановиться, машину занесло и он, почти не управляя, свалился в брод, где благополучно и застрял. Все-таки победа это не только мощная и подготовленная машина. Но и холодная голова. Теперь к старту готовятся квадрики, а пока они готовятся, меня мучает пара вопросов. Где находятся (все-таки) КП, и кто стартует после Квадриков? Пока не добрался до организаторов ни кто не смог вразумительно сказать - какая категория стартует следующей? А про КП – это оказалась вообще тайна за семью печатями. У меня сложилось впечатление. Что ни кто из участников не запомнил их расположение. Ну да ладно, пока я бегал по лагерю. Квадрациклы закончили заезд, и был объявлен старт категории СПОРТ.
Сажусь в машину, пристегиваюсь, так, что тяжело дышать - ничего сейчас потерплю, зато на трассе будет не так больно скакать по кочкам. Черт! Впереди стартующая машина, при старте, закидала наши стекла грязью, судорожно штурман моет их, взмах стартового флага, понеслись.… Первый поворот – под колесами мерзлая земля, машина идет в заносе, а зрители близко-близко. Думаешь только о том, как бы ни вылететь с трассы (не дай Бог!), а не о выборе оптимальной траектории. С такими чувствами влетаешь в первый брод. Тормоз! На входе ступенька - машина спрыгивает с неё. Бух! Передняя подвеска сработала до отбойников. Удар! Ничего, потерпи родная (это я машине), только б до конца гонки не рассыпалась. Задние колеса спрыгивают в воду - теперь газ в пол, надо догонять.… На горке, притормозим, чтоб сильно не прыгать, и вперед.… Выскакиваем в поле, вот где раздолье. Организаторы специально не ограничивали трассу - типа катись куда хочешь, ну что ж покатимся… Руль право, и по полю напримик к первому КП. Машина едет по стерне - отлично! Но вот и первый сюрприз - пахота! И ров оставленный плугом, мы влетаем в него под углом 45 градусов, прыжок – машина приземляется на передние колеса, но на этот раз довольно-таки мягко. Ладно, не когда особо переживать - газ и еще раз газ! Трясемся в сидениях, прыгая с бугра на бугор. Все-таки, какая это классная штука - спортивные ремни безопасности. Держат тебя в кресле мертвой хваткой, иначе давно б пробил потолок, ну или просто подравнял его. Обгоняем первого соперника - ребята выбрали другую траекторию - едут по дороге вдоль поля. Но там глубокие колеи, машина так и норовит встать боком, не позволяя разогнаться по-настоящему.
Подлетаем к первому, по настоящему трудному участку. Через ручей, слева есть дорога, но она уже основательно разбита предыдущими заездами, да и вроде в ней уже кто-то сидит. Принимаем решение попробовать проскочить по топкому месту правее дороги. На разведке я там проходил пешком, было более-менее проходимо. Но тогда же, ребята на Ниве, пытаясь тихонько проехать по этой траектории сели на первых же метрах. Одна надежда на скорость и на резину Fedima. С разгону прыгаю в ручей, передние колеса взмывают в воздух, оттолкнувшись от противоположного берега, море брызг, рев мотора! Уф, вроде б проехали! Теперь напрямик к КП по пахоте…. Да, а поле-то не то, что было вчера. Земля оттаяла, машина вязнет, двигатель надрывается. Вчера, на тренировке, на стандартном УАЗе, я легко разгонялся до 80 км/ч, а сегодня на подготовленной машине, не могу ехать быстрее 90. Чернозем держит машину, не давая перейти с третьей на четвертую передачу. Впереди вижу аварию - Новометовский УАЗ перевернулся. Ребята тоже решили ехать по дороге, а не по пашне, но не справились с заносом и легли на бок. Направляюсь к ним, может, нужна помощь. Ребята уже вылезли из машины и машут руками, показывая, что все в порядке. Ну и хорошо, тогда мы не будем останавливаться. А ведь по схеме должно уже быть КП. Где ж оно? Кричу штурману, он в ответ показывает рукой на дорогу, там стоит какая-то машина с включенными фарами. «Может там?» Ну, хорошо, все равно, если КП пропустили, тогда нас уже сняли с соревнования, попробуем домчаться до этого автомобиля. Выскакиваем из поворота - Ура! Вот оно КП! От радости выбираю не ту дорогу. Тем более, что там стоят люди и машины, правда флажков я не заметил, начинаю выворачивать на эту дорогу, но меня заносит, и машина встает боком. И тут замечаю флажки показывающие коридор, через который мне нужно проехать. И, что самое плохое, флажки стоят то совсем не там, куда я еду!!!! Задняя скорость! Где соперник? Он еще далеко, метров за 50! Сдаю назад. Выкручивая руль, теперь вперед! Ура! КП взят!
Теперь вниз по дороге до второго КП! Дорога довольно узкая, слева глубокий овраг, справа овраг поменьше, но тоже неприятно. Летим вниз по дороге, молясь всем богам, и надеясь на везение и каркас безопасности. А вот и второе КП. Организаторы поставили его после очень топкого места, кстати, в нем уже сидит чья-то НИВА! Берем правее, проскакиваем КП, а дальше простор!!! Почти 1,5 км по бывшему кукурузному полю, Кукурузу убрали на силос, но поле не перепахано и почва твердая. Машина разгоняется до 110 км/ч, легко перемахивая следу от трактора, практически не замечая их. Я даже успеваю перевести дух, перебросившись парой фраз со штурманом. Третье КП - проносимся, не снижая скорости. А дальше опять трудный участок. Срезая угол, решаюсь, уйти с дороги на паханое поле, правда теперь по нему нужно ехать под углом в 30-40 градусов к бороздам и колеям оставленных трактором. Ну, что ж проверим насколько живуча наша подвеска, благо участок не очень протяженный метров 100-150. Прыжок, ч/з ров и мы на поле, проскакиваем его удачно, и теперь перед нами лужа. На тренировке мы даже не пытались и ездить по ней, выбирая траекторию левее между деревьями. Но сегодня по нашей траектории уже проехало не одна машина и вместо нормальной дороги, та месиво. Гоним по нему, мотор из последних сил, натужно, вытягивает машину на противоположный берег.
Ну что почти финиш? Осталось последнее поле, потом брод и все! Но, я рано расслабился, и машина на полной скорости в летает в болотину. Откуда оно посреди поля?! Да еще с такими колеями!!! Замечаю, что все спортсмены благоразумно объезжали его правее, один я умудрился влететь в него! Машина плюхается в колею, ломая под собой лед. Как потом рассказали ребята из Новомет, за неделю до соревнований они застряли в этом же месте, их постарался достать трактор, причем импортный с громадными колёсами, и сам зарылся так, что не стог открыть дверь кабины! Трактор т-то достали, а колеи остались. И вот я расхлёбываю последствия своей лени. Не прошел по полю в предыдущий день, но кто ж знал, что в чистом поле такая засада!!! Но сейчас не когда рассуждать, благо машина на скорости сумела выскочить из первой колеи, Первая передача! Газ в пол! Рулем судорожно кручу влево - вправо, позволяя передним колесам цепляться грунтозацепами за стенки колеи и хоть как-то продвигаться вперед. Более - менее сухое место медленно приближается, вот передние колеса уже на твердой земле! Ура! Мы выбрались! Теперь вперед! Но это препятствие, напомнило, что в гонке нельзя расслабляться до самого финиша. Кстати, вспомните ТурбоУАЗ А. Дерябина или белый Газ-69, они тоже встали почти у самого финиша. Вот и я снова собрался. Мчимся по полю, наверстывая упущенное время. Впереди брод. Но теперь- то я поеду с головой! Тихонько съезжаю по левому краю, потом наискосок по речке направо - там, наверное, лучшая траектория выезда из брода, теперь газ! Машина, взревев двигателем, рывком взбирается на противоположный берег. Осталось совсем чуть-чуть! Несколько кочек! Тихонько переваливаю их. (До сих пор в памяти случай на Весеннем Ухабе. Когда в борьбе за выход в финал, после прыжка в финальной луже оторвал рулевой редуктор, и встал, не доехав 20 метров!) Последний поворот! ВСЕ!!! ФИНИШЬ!!! Доехали! И не поломались!
Теперь можно отдышаться. Перевести дух, осмотреть машину, поговорить с болельщиками. Все! Для нас Ухаб закончился. А в душе сожаление от того, что кто – то еще на трассе, а ты уже её прошёл. А потом были объявлены результаты, ликование по поводу места, и горькое разочарование по поводу проигрыша в 6 секунд третьему результату. Вот тебе и все твои ошибки. И громадное удивление, а также радость за ребят из АМКАРА, и ПЗСП которые, показав фантастическое малое время прохождения, опередив нас почти на 1,5 минуты! И это на дистанции в 8 км!!! Н что ж это только показывает, что нам есть к чем стремиться и куда расти. А теперь можно не торопясь, собираться домой, а дома, сидя перед компьютером и вспоминая гонку, расслабленно попивая пиво, опять проанализировать свои ошибки, посмотреть, как в аналогичных ситуациях вели себя другие экипажи. Праздник закончился, но он же и продолжается. До весны!

Экспресс УАЗ